Главная 16 Верую 16 Каббалистическое учение

Каббалистическое учение

Каббалистическое учение

Протоиерей Анатолий Тригер

(из курса лекций по библеистике)

После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом.

Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные ограждения устных законов, бремена неудобоносимые, как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд.

Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения сектантского типа.

Само слово каббала, буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия.

Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу Sefer Yesirah – Книга Сотворения. Эта книга и есть первоисточник каббалы.

Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга Sefer ha Zohar Книга Сияния, по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи.

Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали.

Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием Merkavah – колесница. Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали.

В 16-17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга Sefer Yesirah, которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги Sefer ha Zohar то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.

Sefer Yesirah

Книга написана мишнаидским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:

Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются тридцать два таинственных пути Премудрости.

Трактат о десяти Сефиротах или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных эонам гностицизма (Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде Древа Сефирот. После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаидском языке, состоит из двух отдельных частей: 1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека; 2. Сборник произведений: Вечный Пастырь, Великий Собор, Малый собор и т.д.

Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума.

Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.

Каббалистические методы

Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами.

Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: число зверя в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон.

Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.

Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия [руах элогим] – Дух Божий разложить на числа:

В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.

Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение.

Например, слово [берешит] в 1-й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.

Каждая буква слова стала началом другого слова: В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон.

Таким способом были открыты, например, имена 72-х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.

Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы.

Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей.

Там есть отдельный раздел Притчи Соломона. Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.

Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).

Если где-то в тексте встречается א, его можно заменить ת.

Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.

Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.

Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни.

А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма.

Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.

Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой.

В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ.

Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех тайных учений, которые ей воспользовались.

Источник: Миссионерское обозрение. №10. 2006

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Куда уходит вера?

Куда уходит вера? Когда кто-то из друзей или близких путем долгих поисков, раздумий и колебаний приходит в Церковь, мы вздыхаем с облегчением: Наконец-то! Мы искренне радуемся за новообращенного, как можно ...

Куда приходят прихожане?

Куда приходят прихожане? интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым — Что такое церковный приход и чем он отличается от храма? — Часто слова храм и приход используются как синонимы, но между ...

Куда приходят прихожане?

Куда приходят прихожане? интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым — Что такое церковный приход и чем он отличается от храма? — Часто слова храм и приход используются как синонимы, но между ...

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах cвященник Вадим Семчук Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установленысв. Иоанн Златоуст Когда подростком я ...

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах cвященник Вадим Семчук Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установленысв. Иоанн Златоуст Когда подростком я ...

Крещение Руси

Крещение Руси Ссылки на труды о Крещении Руси: Креще́ние Руси́ — 1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным ...

Крещение Руси

Крещение Руси Ссылки на труды о Крещении Руси: Креще́ние Руси́ — 1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным ...

Крещение – это возможность реализовать себя

Крещение – это возможность реализовать себя Крещение – это Таинство пакибытия, как говорит Церковь, или, по-русски, нового рождения. Сам Господь, посылая учеников, говорит: Итак, идите, научите все народы, крестя их ...

Крещение – это возможность реализовать себя

Крещение – это возможность реализовать себя Крещение – это Таинство пакибытия, как говорит Церковь, или, по-русски, нового рождения. Сам Господь, посылая учеников, говорит: Итак, идите, научите все народы, крестя их ...

Крестовые походы

Крестовые походы Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической конфессии, формально имевшие целью освобождение и защиту христиан и христианских святынь от владычества мусульман (первые походы), ...

Крестовые походы

Крестовые походы Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической конфессии, формально имевшие целью освобождение и защиту христиан и христианских святынь от владычества мусульман (первые походы), ...

Крестный ход

Крестный ход Кре́стный ход – 1) Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него ...

Крестный ход

Крестный ход Кре́стный ход – 1) Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него ...

Крестное знамение

Крестное знамение Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Для ...

Крестное знамение

Крестное знамение Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Для ...

Крест нательный

Крест нательный Крест нате́льный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты. Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник ...

Рейтинг@Mail.ru