Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

По задумке Валентина Катаева, друзьям предстояло работать над романом втроем.

Предполагалось, что черновик романа будет написан Ильфом и Петровым, а Катаеву отводилась роль маститого литературного редактора, чья популярность была залогом коммерческого успеха произведения.

Прочитав первую редакцию романа в сентябре 1927 года, Катаев, однако, отказывается от соавторства — предполагаемые литературные негры сами прекрасно справились с поставленной задачей.

Получив одобрительную рецензию именитого коллеги, Ильф и Петров с удвоенной энергией берутся за работу, пишут и днем, и ночью — уже с января главы 12 стульев начинают публиковаться в иллюстрированном журнале Тридцать дней.

Первое издание открывалось посвящением Катаеву.

Уже в начале публикации роман обрел невиданную популярность и сразу же разошелся на цитаты — небывалый случай в советской литературе.

Однако критика долгое время пребывала в растерянности, не понимая, как следует политически грамотно отреагировать на изданное произведение.

Стоит отметить, что действие в романе начинается весной и завершается осенью 1927 года — как раз накануне юбилея прихода к власти партии большевиков, десятилетия Советского государства.

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

12 стульев можно со всей основательностью назвать энциклопедией советской жизни 1920-х годов.

Роман-путешествие бывшего уездного предводителя дворянства по своей структуре напоминает и авантюрные странствия Дон-Кихота, и масштабные картины русской действительности у Гоголя в Мертвых душах.

Путь Воробьянинова начинается в уездном городе N, откуда Ипполит Матвеевич отправляется в Старгород — туда же направляется и Остап Бендер.

Образ провинциального городка создаётся с помощью изобразительных нюансов, растиражированных советской литературой 1920-х годов: безлюдные пространства в городской черте, животные наравне с развлекательными плакатами и афишами, единственный в уезде автомобиль.

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

Описания советской столицы начинаются с небольшого лирического очерка о девяти вокзалах, через которые в Москву ежедневно входят тридцать тысяч приезжих.

Охотный Ряд описывается авторами как место, где царит суматоха; пресса тех лет, в том числе зарубежная, постоянно обращала внимание на беспорядочную уличную торговлю и борьбу милиции с несанкционированными беспатентными продавцами.

Кстати, описание общежитного быта практически полностью совпадает с реальными обстоятельствами жизни Ильфа, который, устроившись в 1923 году на работу в газету Гудок, поселился в примыкающей к типографии комнате.

Вся обстановка нехитрого быта состояла из матраса и стула, а вместо стен, как писал впоследствии Евгений Петров, стояли три фанерные ширмы.

Это помещение стало прототипом комнаты-пенала, в которой ютятся Коля и Лиза.

Одной из ярких примет советского быта 1920-х годов стала предпринимательская активность, показанная в романе на примере торговых проектов отца Федора: собаководство, изготовление мраморного стирочного мыла, разведение кроликов и организация домашних обедов.

Современники отмечали, что объявления о частных кухнях были распространённым явлением: такого рода услуги нередко оказывали интеллигентные семьи, оказавшиеся в сложном финансовом положении.

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

В главе Муза дальних странствий, где повествуется о приезде в Старгород сначала отца Фёдора, а затем Воробьянинова, присутствует панорамная зарисовка о поведении путешественников в дороге.

Фраза Пассажир очень много ест совпадает с наблюдениями современников Ильфа и Петрова — тема продуктового изобилия в поездах зачастую становилась объектом газетных очерков.

Ироничное отношение к вагонным кушаньям соседствовало в прессе с критикой в адрес тех, кто отличался жадностью к мясу.

Лозунг Мясо — вредно, предложенный Альхеном во 2-м доме Старсобеса, таким образом, полностью соответствовал идеологическим установкам того времени.

Похожую фразу произносит в разговоре с Лизой и Коля Калачов.

Название вегетарианского заведения Не укради, в котором питаются супруги, — вымышленное, однако в Москве действительно существовал трактир с названием Дай взойду и диетические столовые Я никого не ем, Примирись и Гигиена.

Как Ильф и Петров показали советскую жизнь?

Менялась политическая и идеологическая обстановка в стране, а с ней — и отношение к роману Ильфа и Петрова.

После очередного издания в 1948 году было вынесено специальное постановление секретариата Союза писателей, в котором публикация 12 стульев называлась грубой политической ошибкой.

Шедевр Ильфа и Петрова попал под цензурный запрет, который продолжался с 1949 по 1956 годы.

Однако и с наступлением оттепели, позволившей реабилитировать роман, тысячи тиражей 12 стульев непременно должны были сопровождаться пояснительными комментариями.

Комментарии закрыты.