Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как устроен греческий полис

Как устроен греческий полис

Греческая цивилизация имела много особенностей.

Одной из них был полис.

Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции.

Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах.

В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре.

Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Мир полисов был динамичным.

В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох.

В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов.

Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру.

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов.

Прежде всего, полис — это не город-государство.

Полис — это гражданская община.

Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство.

Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис.

В Античности не было противопоставления города и деревни.

Полис был связан с окружающей территорией (хорой).

Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом , община должна была быть и позиционировать себя государством.

У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство.

Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах , представляли собой полисы в миниатюре.

В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Как устроен греческий полис

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил.

Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством.

Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов.

Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2.

Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2.

В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате.

Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².

У полиса были территории за пределами.

В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде.

Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Полисы вели учет своих граждан и метеков.

В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы.

Метеки вносились в специальные списки и платили налог.

Иногда списки граждан писали на каменных стелах.

Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение.

Как устроен греческий полис

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось.

Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений.

По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения.

На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса.

При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза.

Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис.

Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу.

Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса.

Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену.

Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать.

В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф.

После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис.

На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос.

Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса.

Как устроен греческий полис

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения.

Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы.

Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города.

Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение.

Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни.

Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии.

В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства.

В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями.

В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью.

В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью.

Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними.

Религиозные фестивали проходили на полисные деньги.

В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей.

С ними были связаны местные религиозные культы.

Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества.

Кроме богов были полисные культы героев.

В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

Комментарии закрыты.