Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Развлечения в Византии: как это было

Развлечения в Византии: как это было

Неотъемлемой частью жизни византийских городов являлись гонки колесниц на ипподроме.

Хотя у этого зрелища были языческие корни, оно проводилось на протяжении нескольких столетий, когда многие античные традиции в империи уже канули в Лету.

Каждое 11 мая жители Константинополя отмечали на ипподроме день основания столицы.

Свои ипподромы поменьше были и в провинциальных городах ромеев (столичный вмещал до 40 тысяч человек).

Вход на ипподром был открыт для всех мужчин, вне зависимости от социального статуса и профессии.

В Византии он совмещал функции Колизея, цирка и места проведения гонок.

Кроме того, он походил на римский форум ил афинскую агору.

Здесь проходили политические собрания, религиозные процессии и государственные церемонии.

Еще одной игрой, проводившейся на ипподромах, была конная игра в мяч.

Принимали участие в ней только знатные ромеи (возничим на колеснице мог стать и простолюдин).

Игру в мяч любил Алексей I Комнин (1081 — 1118).

Однажды он даже серьезно повредил ногу — последствия этой травмы преследовали его всю оставшуюся жизнь.

По количеству доступных развлечений Константинополь значительно опережал прочие средневековые города.

Здесь был даже экзотический зоопарк.

Так, по повелению Константина IX Мономаха (1042 — 1055), в столицу привезли диковинных жирафов и слонов, которых прислали из Египта.

В моде была музыка и танцы.

Известно, что Константин IX обожал флейту, но терпеть не мог орган, а на пластинах его короны были изображены танцовщицы.

Развлечения в Византии: как это было

Театр был объектом постоянных нападок церкви, но даже ей не удалось запретить игру на сцене.

В VII веке в Газе существовала школа, отправлявшая в Константинополь мимов.

При этом осуждались и преследовались бродячие артисты: акробаты, канатоходцы, дрессировщики диких зверей.

Власти не признавали за ними гражданских прав.

Их искусство низов не чуралось непристойности и вульгарности.

На сцене бродячие артисты не стеснялись ругани, а в качестве сюжетов для своих постановок они использовали простоватые истории о супружеской неверности и приключениях легкомысленных гуляк.

Отношение к театру начало меняться в VIII веке.

Императоры-иконоборцы использовали сценические представления в качестве орудия высмеивания иконопочитателей.

Дошло до того, что в 860 году патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару за принятие церковью сцены.

Точно так же церковь была не в силах искоренить языческие празднества.

Именно поэтому был выбран курс на адаптацию наиболее чуждых православию традиций.

Древнеэллинистические и прочие национальные рудименты на протяжении столетий маскировались под терпимые для церкви торжества.

Таковыми были календы, всенародно отмечавшиеся в начале января и перенятые еще у древних римлян (при этом наступление нового года в Византии отмечалось 1 сентября).

Развлечения в Византии: как это было

Языческие ритуалы лежали в основе императорского карнавала — Готских игр, также проводившихся в начале января.

Готами на этом празднике называли людей, вооружавшихся мечами и одевавшихся в шкуры.

Игры проводились в императорском дворце и включали в себя театрализованные представления, в которых принимали участие даже высокопоставленные чиновники.

После крещения Руси традиция календ и Готских игр прижилась у восточных славян в виде рождественских колядок.

В деревне религиозные праздники были самыми торжественными и пышными — в каждом поселении священник играл очень важную роль в жизни крестьян.

Наибольшим же весельем отличался праздник виноградного урожая.

На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы.

Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии.

Развлечения в Византии: как это было

Богачи и столичные сановники любили отдыхать в сельской местности.

Их поместья были разбросаны по самым разным частям империи.

Жители Константинополя предпринимали вылазки за город и на судах отравлялись на берега Босфора.

За городом византийцы много и вкусно ели.

Из многочисленных византийских источников можно узнать, что жители Романии употребляли мясо в довольно больших количествах.

Были распространены кушанья из говядины, свинины, козлятины.

Также готовили и колбасы с окороками.

Но копченая пища не так славилась, потому что была довольно жесткой.

Мясо обычно приправляли чесноком и горчицей.

Причем его ели больше в деревнях, чем в городах.

К продуктам частого потребления можно добавить сыр, яйца и молоко.

Довольно большое обилие овощей использовалось при приготовлении блюд или же их ели сырыми.

Помимо широкого распространения фруктов, византийская кухня также славилась вкусной выпечкой: пирогами, тортами, пирожными и другими сладостями.

Из чего можно заключить, что ромеи были еще те сластены.

В центре такого дома обычно располагалась столовая.

В зале за большим круглым столом, который был отделан золотом и слоновой костью, могли поместиться вместе 36 человек.

С наступлением вечера зажигались свечи на оливковом масле, а возле ложа курились мускатный орех, камфора, касия, амбра и мускус.

В гостиных стояли столы, инкрустированные слоновой костью, золотом и серебром.

Аристократы могли позволить себе роскошные обеды каждый день.

Собравшаяся знать ела нехотя, без чувства, как писал современник.

Пища приправлялась изящными соусами, в состав которых входили ароматические травы, доставлявшиеся из Индии.

В связи с этим, стоит упомянуть особое географическое положение столицы Византии — Константинополя.

Это определило то обстоятельство, что в течение довольно долгого времени василевсы могли контролировать средиземноморскую торговлю.

Значение золотого моста между Европой и Азией (К.

Маркс) усилило влияние Константинополя.

А это означало, что торговля специями, пряностями и соусами была очень распространена в пределах всей империи.

Обычно византийцы ели три раза в день.

Завтракали кашей или овощами.

Обед с ужином были более плотными.

Сначала подавались закуски (колбасы, салаты), затем мясные или рыбные блюда, приправленные соусами и запивали блюда вином.

Трапеза заканчивалась изысканными сладостями из меда, молока, орехов, свежих фруктов и ягод, а также кондитерскими изделиями.

Константинополь в Нюрнбергской хронике./p/div p XV век. Источник: pinterest.com

Помимо церковных и народных в Византии имелись государственные праздники.

Два главных — уже упомянутый день основания Константинополя и день рождения императора.

Важными событиями были годовщина восшествия на престол, рождение наследника, свадьба государя, его возвращение из триумфального похода.

Большой праздник в столице устроил, например, Иоанн Цимисхий (969 — 976) после возвращения с выигранной войны против киевского князя Святослава.

Комментарии закрыты.