Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

Как авианосец «Адмирал Кузнецов» переживал лихие 90-е. Состояние вооружения и место базирования.

Продолжим рассказ о состоянии и нелегкой боевой службе на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» периода конца 90-х. Воспоминания ценны тем, что без прикрас передают дух утрачиваемого наследства некогда грозного военно-морского флота СССР.

Кто тогда мог подумать, что Кузе еще предстоит сходить в дальний морской поход в Сирию, потерять там по технической неисправности несколько самолетов. а потом бесславно тонуть вместе с доком, получить по палубе краном и в довершении всего еще и частично выгореть. ремонт и модернизация корабля обходятся стране все дороже и дороже.

Читаем и наслаждаемся.

Непонятно; что является главным оружием на авианосном крейсере — авиация или ударные ракеты. «Кузнецов» все же более авианосный, чем ракетный, поэтому главным оружием здесь считается авиация. Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33.

На деле страна раскошелилась лишь на 24, а для постоянного базирования с огромным трудом подготовила только семь машин.

Мы с вами помним, что кадавр в виде тяжелого авианесущего крейсера родился во времена СССР и был связан с договорными обязательствами по запрету прохода через Босфор авианосцев. Строили советские авианосцы в Николаеве, а это значит, они не могли выйти за пределы Черного моря, если бы были полноценными авианосцами.

А кресера — свободно.

Наши самолеты, в отличие от более «отсталых» американских, способны решать только задачи ПВО (хотя в ВВС есть самолет-универсал Су-35), поэтому ударную задачу авианосец решает при помощи ПКР. Из-за трамплинного (вместо катапультного) взлета на Су-33 налагаются ограничения по взлетной массе.

Если учесть, что (отчасти, по вине ГЭУ) полеты проводятся на б-8-узловом ходу, то становится понятным, почему случаются они только в ветренную погоду и, как правило, без подвесного вооружения и с уменьшенным запасом топлива.

На корабле смонтирована система автоматической посадки, теоретически предусматривающая возможность полетов при любой видимости, однако на практике ее не проверяли. Поэтому полеты производятся только в хорошую ветреную погоду.

Вообще, базирование самолетов на «Кузнецове» носит какой-то странный характер. Авиация даже не появляется в ангаре, а вместо самолетов там мирно стоят: 25-тонный автокран, четыре тягача-буксировщика, пожарные ГАЗ-66 и ЗиЛ, «Газель», УАЗ-452, «козлик» и трактор с установленным на нем реактивным двигателем (для очистки полетной палубы от снега и льда).

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

Летом 1998 г. на День ВМФ мы принимали мазут. Вы спросите: «А причем тут оружие?» А вот причем: принимали мы его не только в цистерны, но и в один из постов управления стрельбой.

Правда, всего 60 т, да и без злого умысла. Трюмные, видимо, закрыли не тот клапан и продолжали принимать мазут уже в полную цистерну, неплотно задраенная горловина которой находилась возле упомянутого поста.

Через эту горловину и затопило пост, в коем почему-то не оказалось вахты БЧ-2. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя.

Два из четырех ЗРК были тоже в свое время затоплены забортной водой из системы орошения. Дело было ночью, в трубе оказался свищ, и все помещения обоих комплексов затопило «по крышу».

Все восемь «Кортиков» требуют плановой наладки, на которую нет денег.

К довершение всех бед, барахлит система «горизонт-азимут». Поэтому стрелять-то мы можем, а вот попасть.

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

Про состояние ГЭУ авианосца «Адмирал Кузнецов» было в первом посте серии здесь . Думаю, что будет еще продолжение ибо за прошедшие 20 дней со дня публикации поста нарыл еще кое что.

«Хорошо» обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор «сядет», а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится.

И весь корабль погружается во мрак.

Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а «летучий голландец» . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше — «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ.

На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал.

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

Следует сказать и о пункте базирования авианосца. Официальным местом для него является судоремонтный завод №35 (СРЗ-35).

Не знаю, как обстоят дела на других флотах, а вот на Севере больше ни один корабль не имеет место постоянного базирования в заводе.

Для «Кузнецова» это, пожалуй, идеальный вариант, т.к. в противном случае ему пришлось бы базироваться в п. Видяево, (где ранее и находилось его штатное место). Там ничего нет, кроме сопок и десятка домишек.

Сейчас в Видяево доживает свой век списанный «Киев».

Рядом с нами стоит «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Когда-то он пришел в СРЗ-35 в ремонт и у него сгорела кормовая машина.

Теперь он официально находиться на консервации, а по-настоящему же просто умирает.

Ведь на консервацию тоже нужны деньги, а тут просто «повесили на корабль замок». Рабочий день там строго до 17.00, экипаж — всего 75 человек, и матросы каждый день ходят в увольнение — не служба, а сказка.

Так они и стоят в полукабельтове друг от друга, два антипода — «каторга» и «курорт» Северного флота. Чудны дела твои, Господи!

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

СРЗ-35 не ахти как приспособлен к базированию авианосца. Пар подается скверно или совсем не подается.

С водой тоже самое, т.к. напора не хватает для подачи ее на ярусы надстройки. Электричество тоже в обрез — «берег» слабоват, и зимой, когда из-за грелок нагрузка в сети повышается, береговой щит питания периодически «рубится».

Но повествование о СРЗ-35 не будет полным без рассказа о ВОХР. Укомплектован он женщинами «бальзаковского возраста», что, однако, нисколько не влияет на боеспособность — не дай Бог попасть в их женские руки (не случайно Зимний защищал именно женский ударный батальон).

На КПП завода вас обязательно обыщут, обнюхают (на предмет малейшего запаха спиртного) и, конечно, проверят наличие пропуска.

Это вам не «Кузнецов». Все это доведено до абсурда.

Например, через КПП без специального пропуска запрещен пронос больших сумок, рюкзаков и «дипломатов» (даже пустых). Но если вы запихнете их в целлофановый пакет (даже пусть двухметровый), то можно нести без всяких пропусков.

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

У читателя, вероятно, от всего сказанного остался нехороший осадок — оно и понятно. Одни скажут, что такого не может быть, а другие возмутятся: до чего дошел флот и как опустились нынешние военные.

Нам приходилось довольно часто слышать такие обидные речи — и непременно от гражданских лиц.

Подобные суждения всегда вызывали скорее чувство недоумения, чем обиды. Наша страна, даже при всей своей экстравагантности, не «банановая республика», где армия есть государство.

У нас МО — лишь часть государственного механизма.

И вообще, за последние 100 лет армия в России была далеко не ведущей политической силой. В отличие от гражданского сектора, мы, военные, зависим от правительства не косвенно (через законы), а напрямую (через приказы).

Так что мы — точный слепок с нашего государства-правительства. А поскольку каждый народ достоин своего правительства, не стоит отмежевываться от наших, вернее, общих проблем.

Как авианосец; Адмирал Кузнецов; переживал лихие 90-е

Если же и дальше развивать эту тему, стоит развеять и еще одно недоразумение, чрезвычайно стойкое в «гражданских кругах» — о якобы природной тоталитарности военных. Мы — плоть от плоти своего народа, и сторонников ЕР или ЛДПР среди военных не больше, чем среди остального народа.

А сторонников КПРФ, пожалуй, даже меньше.

От некоторых военных приходилось слышать и такое: дескать, раз мы не умеем эксплуатировать авианосцы, то они нам и не нужны, достаточно одних ЭМ и БПК. Но тогда зачем нужны эти самые ЭМ и БПК?

Ведь вдали от берега без поддержки авиации они будут уничтожены, а под берегом их задачи спокойно решают МРК и МПК.

И командование ВМФ, слава Богу, это понимает и в последнее время, в меру своих возможностей, старается спасти этот уникальный корабль, да и вообще «авианосное направление». Ходят даже слухи, что «Кузнецов» больше не будет зимовать на севере.

Но можно ли все это сделать, не имея поддержки на самом верху? Для его эксплуатации и особенно для ввода в строй хотя бы двух дюжин Су-33 нужны большие деньги.

Ужасно обидно за наш уникальный и любимый корабль.

Источник: АВЛ, Военно-технический альманах «Тайфун» №6/1999 (18)

Оригинал смотрите в моем ЖЖ здесь .

Другие посты на тему ТАВКР «Адмирал Кузнецов:

Комментарии закрыты.