Главная 16 Православный ликбез 16 Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ)

Имя священника Павла Флоренского имеет неоднозначный характер в истории богословия Русской Церкви. Существуют различные, иногда прямо противоположные оценки его религиозно-философского наследия. Мне представляется, что для наиболее объективного отношения к о. Павлу нужно помнить ту изначальную задачу, которую он сам себе ставил и в реализации которой видел смысл своих исследований.

Он неоднократно утверждал, что не хочет строить какой-либо законченной собственной философско-богословской системы [1] , что не имеет какой-либо окончательной мысли и своей задачей считает не навязывать свои суждения, а пробуждать мысль [2] . Большой вопрос, всегда ли о. Павлу удавалось придерживаться этих заданных самому себе пределов. Но это все же не снижает интереса к его работам, поскольку он поднимает в них такие вопросы, многие из которых по сей день не решаются или считаются излишними для рассмотрения в богословии или, тем более, в миссионерском служении.

Флоренский с детства имел особый опыт приобщения к реальности иного мира. Из той безразличной по отношению к религии обстановке, в которой он рос и воспитывался [3] , с таким мистическим ощущением ему была прямая дорога в теософию или оккультизм, которые были чрезвычайно популярны в образованной России в начале ХХ в. Но Флоренский сознательно пришел в Православную Церковь, несмотря на то, что, по его же наблюдению, в то время церковное учение образованными людьми воспринималось настолько скучным и примитивным, что с ним даже не считали нужным полемизировать [4] . Флоренскому, при всех его увлечениях оккультной тематикой, открылась ограниченность оккультизма как такового; он определил оккультно-теософское мировоззрение как утонченный позитивизм и смог это сделать так, что его читатели и слушатели, увлеченные тайнами невидимого мира, обращали свое внимание на Православную Церковь. В самом начале 1920-х гг. о. Павел предвидел грядущее вторжение оккультизма в повседневную жизнь и фактически говорил о том, что на протяжении долгого времени церковная апологетика обходила своим вниманием эту проблему.

Здесь недостаточно было просто обличать и осуждать, а надо было свидетельствовать, что православие тоже имеет свое учение о невидимом мире, которое, в отличие от оккультного, содержит подлинную духовную глубину.

В том же контексте о. Павел разрабатывал и тему человека как микрокосма. И здесь так же, как и в случае с оккультизмом, мы не обязаны соглашаться со всеми утверждениями Флоренского и принимать их как выверенные с точки зрения святоотеческого богословия. Здесь важен прежде всего сам факт свидетельства о. Павла о космичности христианства, о том, что христианству есть что сказать по поводу также ставшей популярной в начале ХХ в. философии космизма.

О. Павел указал на наличие учения об обожении Космоса через человека у прп. Максима Исповедника в маленьком примечании к Столпу и утверждению Истины [5] , но не стал излагать его подробно, а предложил (также не вдаваясь в детали) свое понимание человеческого тела как подвижной границы между человеком и всем остальным Космосом. Именно через тело, согласно Столпу…, Божественная благодать должна изливаться из человека в мир [6] . Более подробно эти представления поясняются Флоренским в цикле лекций Из истории философской терминологии, подготовленном в сентябре 1917 г. Здесь говорится о том, что до грехопадения телом первозданного человека был весь мир. Первозданный Адам не был бы царем мира. если бы мир не входил в состав его тела.

Царствуя над миром, Адам одновременно царствовал и над самим собой, по силе жизненной мощи своего духа. В падении эта жизнетворческая сила ослабляется [7] , нарушается единство с миром и появляется граница между человеком и Космосом, ощущаемая нами теперь как собственно наше тело. Но и в состоянии падения, говорит о. Павел, в уничижении и в распаде Человек, хотя и теснимый взбунтовавшимися против своего царя стихиями собственного тела, продолжает держать в ослабевших руках скипетр своей власти и править еле сдерживаемым уже миром [8] .

Очень важной является мысль о. Павла, согласно которой вне христианства или, точнее, вне христианского учения о значении человеческого тела, не может быть никаких глубоких познаний тайн природы. Наше тело, — пишет он, — не что-то между прочим… а нечто первостепенное и исключительно важное… Тело наше бесконечно глубже, чем считали его материализм и позитивизм — с одной стороны, и отвлеченный спиритуализм — с другой. Физиология, в основах своих, есть непременно мистическая. В теле своем мы воспринимаем весь Космос. Весь мир мистически переживается нами в теле нашем [9] .

Но вместе с тем учение Флоренского о человеке как микрокосме имеет один существенный нюанс. Обычно, называя человека малым миром, микрокосмом, имеют в виду, что Природа — это большой мир, макрокосм. О. Павел настаивает на обратимости этих понятий, утверждая, что и человек может быть назван макрокосмом, а природа — микрокосмом.

Человек так же бесконечен, как и мир, и, признавая отсутствие каких-либо качественных различий между человеком и Космосом, о. Павел готов оспорить и, если можно так сказать, количественные различия. В Человеке, — говорит он, — нет ничего такого, что в увеличенных, — скажем временно, размерах. не нашлось бы у Среды [10] . Таким образом за всем Космосом здесь признается то же право на Образ и Подобие Творца, которое имеет Человек.

И все же, несмотря на спорные утверждения, хотелось бы подчеркнуть высокое значение подобных работ о. Павла. Он был в ХХ в. первым, кто на высоком философском и богословском уровнях пытался свидетельствовать о подлинной космичности христианства, раскрывать с христианской точки зрения необозримую глубину человеческого существа. В первые десятилетия ХХ в. он отчетливо сознавал, что подлинная космичность христианства широко не известна и это не способствует привлечению к Церкви философов и ученых, обращающих пристальное внимание на проблему соотношения Космоса и Человека.

Он начал работу в этом направлении, которую в процессе критики софиологии завершили о. Георгий Флоровский, В. Лосский и о. Иоанн Мейендорф.

Но у работ о. Павла Флоренского еще остается высокий потенциал для пробуждения мысли, как для дальнейшего развития богословия, так и для осознания сетей лжи, в которые уловляются все обманутые мнимой эзотерической глубиной теософии и оккультизма.

Примечания

[2] Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия // Богословские труды: Сб. 17.

М., 1977. С. 101.

[3] См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней… М., 1992.

С. 25, 116—117 и др.

[4] Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001. С. 452.

[5] Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1(2). М., 1990.

С. 733.

[6] Там же. Т. 1(1). С. 271-272.

[7] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999.

С. 436-437.

[9] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). С. 438.

О admin

x

Check Also

Знакомство с Православием

Знакомство с Православием Содержание: Что такое Православие? Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами и явлениями, к которым уже давно привыкли, думаем, что нам о них все известно, но вдруг открываем ...

Знакомство с Православием

Знакомство с Православием Содержание: Что такое Православие? Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами и явлениями, к которым уже давно привыкли, думаем, что нам о них все известно, но вдруг открываем ...

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Восемь смертных грехов и борьба с ними Аскетика для современных мирян священник Павел Гумеров Статья 1. Нужна ли современному мирянину аскетика? Страсти и страдания В старину на Руси излюбленным чтением ...

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Восемь смертных грехов и борьба с ними Аскетика для современных мирян священник Павел Гумеров Статья 1. Нужна ли современному мирянину аскетика? Страсти и страдания В старину на Руси излюбленным чтением ...

Брак с мусульманином

Брак с мусульманином священник Даниил Сысоев, кандидат богословия (авторский текст приведен без редакторской правки) ^Предисловие — Батюшка, у меня проблема. — Понимаете, я очень люблю одного человека, просто жить без ...

Брак с мусульманином

Брак с мусульманином священник Даниил Сысоев, кандидат богословия (авторский текст приведен без редакторской правки) ^Предисловие — Батюшка, у меня проблема. — Понимаете, я очень люблю одного человека, просто жить без ...

Борьба с помыслами

Борьба с помыслами Борьба с по́мыслами одна из важнейших составляющих православно-аскетического делания, подразумевающая: 1) внимательное отношение христианина к своим внутренним помыслам, мыслям, желаниям; 2) молитвенное делание, включающее испрашивание у Бога ...

Борьба с духом блуда

Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии Святой Иоанн Лествичник. Борьба с блудом 1. Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева — виновник ...

Борьба с грехом — читать, скачать — протоиерей Григорий Дьяченко

Борьба с грехом Содержание Данная работа на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах святых подвижников объясняет необходимость покаяния как средства исправления греха и помогает христианину подготовится к Таинству ...

Беседы с русским народом — читать, скачать — архиепископ Иоанн (Шаховской)

Беседы с русским народом Содержание Сила воскресения Христова Всякое ложное учение об истине есть змея, всякое восстание на Спасителя Богочеловека – смертоносное питье: всё это жалит душу смертельно, отравляет ее ...

Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим

Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне – Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. ...

Беседа преподобного Серафима с Н

Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809–1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, ...

Почему каяться стыдно, а грешить – нет?

Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей Александр Ильяшенко Лучше всяких слов… Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное ( Мф. 3:2 ) Я хочу рассказать об одном случае, запомнившемся мне ...

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело?

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело? I. Хлеб – символ жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: Не Моисей дал вам ...

Мы бережем золотник, а теряем пуд

Мы бережем золотник, а теряем пуд Очерк истории русского богослужебного языка Господь наш Иисус Христос, проповедуя Царство Небесное, предупреждает: Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит ...

Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово

Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству В своей эсхатологической речи на Елеонской горе, говоря о знамениях последних ...

Рейтинг@Mail.ru