Главная 16 Ваш юрист 16 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Конкуренция в законодательстве

На законодательном уровне понятие конкуренции установлено в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 (далее — Закон о конкуренции, ФЗ № 135). В общем виде конкуренция — это соперничество предприятий, в ходе которого каждое из них препятствует возникновению у других возможности самостоятельного воздействия на условия обращения товаров на рынке отдельной отрасли.

Закон о конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между разными предприятиями, функционирующими в одной отрасли. Также он ограничивает права органов власти в области принятия актов или заключения соглашений, которые могут повлечь за собой устранение конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции

К признакам ограничения конкуренции, перечисленным в п. 17 ст. 4 ФЗ № 135, относятся:

  1. Уменьшение числа компаний, функционирующих в определенной отрасли.
  2. Изменение цены товара, не связанное с объективными внешними факторами, влияющими на состояние рынка (увеличением цен на сырье, корректировкой налоговых ставок и пр.).
  3. Отказ компаний, не входящих в отдельное объединение, от осуществления самостоятельных действий на рынке.
  4. Наличие между отдельными компаниями соглашения, ограничивающего их действия, направленные на формирование конкурентной среды.
  5. Прочие действия компаний или объединений, позволяющие им оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товаров на рынке.

Ограничение конкуренции по 135-ФЗ

Ограничение конкуренции может быть достигнуто посредством заключения между функционирующими на одном и том же рынке компаниями соглашения, которое в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 ФЗ № 135 носит название «картельный сговор». Группа компаний, вовлеченных в такое соглашение, называется картель.

Создание картелей приводит к следующим последствиям:

  • ограничению конкуренции;
  • сосредоточению всех возможностей по производству и сбыту товара в руках производителей, входящих в картель;
  • установлению единой цены на товар и, как следствие, увеличению прибыли производителя за счет потребителя;
  • подавлению деятельности фирм, не являющихся участниками соглашения.

Имеющаяся между компаниями договоренность признается картелем, если она влечет за собой:

  1. Установление и поддержание цен на определенном уровне.
  2. Заранее спланированное изменение цен в ходе проведения торгов.
  3. Раздел рынка на сегменты по определенным признакам.
  4. Сокращение объема производства определенных товаров или полное прекращение их выпуска.
  5. Отказ от заключения договоров с определенными контрагентами.

Отсутствие соглашения о создании картеля не является основанием для освобождения от ответственности предприятий, совместно совершающих действия, влекущие за собой возникновения перечисленных выше последствий. Согласно положениям ст. 11.1 ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается.

Уголовное наказание за ограничение конкуренции

Нормы ст. 178 УК РФ устанавливают ответственность за ограничение конкуренции, достигнутое путем формирования картеля. В том случае, если такое действие принесло государству или субъектам рыночных отношений ущерб, размер которого является крупным (10 млн руб. и более), совершившее его лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент заработка осужденного за период от года до 2 лет. В качестве альтернативной меры наказания нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью не более 3 лет либо лишен свободы на тот же срок. Кроме того, суд может принять решение о необходимости установления запрета на осуществление виновником преступления определенных видов деятельности продолжительностью не более 1 года.

Если размер причиненного ущерба является особо крупным (30 млн руб. и более), нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью до 5 лет с лишением права на работу на определенных должностях до 3 лет (или без такового). Кроме того, суд может принять решение о лишении осужденного свободы на срок до 6 лет, а также оштрафовать его на сумму, не превышающую 1 млн руб., или эквивалентную заработку за период продолжительностью не более 5 лет. В качестве дополнительной меры воздействия суд вправе наложить запрет на выполнение осужденным определенных видов деятельности продолжительностью от года до 3 лет.

Ограничение конкуренции органами власти

Текст гл. 15 ФЗ № 135 запрещает органам власти выполнять действия, принимать акты или заключать соглашения, которые в той или иной степени могут привести к недопущению либо ограничению или устранению конкуренции.

С целью недопущения ограничения конкуренции органам власти, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 135, запрещается:

  1. Вводить ограничения и запреты на создание новых компаний, осуществление уже функционирующими компаниями некоторых действий и производство товаров, относящихся к определенным категориям.
  2. Препятствовать нормальному функционированию компаний без наличия весомых оснований.
  3. Ограничивать свободное перемещение товаров по территории страны, а также лишать компании прав на их приобретение, продажу и обмен.
  4. Самостоятельно определять партнеров, с которыми компании должны заключать соглашения, а также давать указания о порядке заключения таких договоров.
  5. Ограничивать право приобретателей товаров (пользователей услуг) на самостоятельный выбор поставщиков.
  6. Создавать условия, ущемляющие права отдельных компаний.

Кроме того, согласно положениям ст. 16 ФЗ № 135, власти не имеют права на заключение соглашений между собой или с функционирующими на рынке компаниями, если это влечет за собой:

  1. Изменение цен или тарифов.
  2. Установление различных цен или тарифов на один и тот же товар, если необходимость такого подхода не имеет экономического, технологического или иного обоснования.
  3. Раздел рынка на несколько секторов в зависимости от количества продаваемых/покупаемых товаров, их ассортимента, состава продавцов/покупателей или территории, на которой они располагаются.
  4. Возникновение препятствий для выхода на рынок новых компаний, ухода с него уже существующих или их полного устранения.

Последствия ограничения конкуренции органами власти

По результатам рассмотрения жалобы на неправомерные действия властей, нарушающие законодательство о защите конкуренции, ФАС, в соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ № 135, может выдать предписание о следующих действиях:

  • внесение корректировок в нарушающие закон акты или отмене их действия;
  • изменение или прекращение действия соглашений, заключенных органами власти между собой или с предприятиями, функционирующими в отрасли;
  • принятие иных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.

Персональная ответственность за недопущение либо ограничение или устранение конкуренции на уровне органов власти установлена ст. 14.9 КоАП РФ: на допустившее их должностное лицо налагается денежный штраф в размере от 15 до 50 тыс. руб. В том случае, если ранее на нарушителя уже было наложено взыскание за такое деяние, он подлежит дисквалификации (освобождению от занимаемой должности) на срок, не превышающий 3 лет.

Итак, недопущение либо ограничение или устранение конкуренции имеет негативные последствия не только для продавцов товаров или поставщиков услуг, которые не могут выйти на рынок, уже занятый недобросовестным предпринимателем, но и для покупателей, которым при отсутствии более выгодных предложений приходится приобретать необходимые продукты по единственной заявленной цене. Именно поэтому действующее законодательство устанавливает запрет на выполнение действий, влекущих за собой прекращение конкурентной борьбы на рынке. К ответственности за нарушение этого правила могут быть привлечены как представители предприятий, так и должностные лица, выполняющие определенные действия от имени органов власти.

О admin

x

Check Also

Отличие обоснованного риска от крайней необходимости

Отличие обоснованного риска от крайней необходимости Суть крайней необходимости и правомерного риска Случаи крайней необходимости в упрощенном виде можно описать так: ради спасения одного правооохраняемого блага лицо вредит иному благу. ...

Отличие независимой гарантии от банковской и других видов обеспечения

Отличие независимой гарантии от банковской и других видов обеспечения Поручительство и гарантия Поручительство и банковская гарантия являются видами обеспечения исполнения обязательств. Но если в первом случае платежеспособность гаранта подтверждается банком, ...

Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды)

Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды) Отличие налога от сбора закреплено на уровне налогового законодательства. Хотя оба этих фискальных платежа являются источниками пополнения бюджета, механизм их начисления и ...

Отличие задатка от обеспечительного платежа

Отличие задатка от обеспечительного платежа Понятия задатка и обеспечительного платежа Виды обеспечения обязательств перечислены в п. 1 ст. 329 ГК РФ. В их числе фигурируют задаток и обеспечительный платеж. Данные ...

Открытие наследства по закону и по завещанию

Как происходит открытие наследства по закону и по завещанию Открытие наследства совершается после гибели гражданина или следом за установлением юридического факта — объявление его умершим. Законодатель включает в число субъектов, ...

Открытие наследства — что это означает

Открытие наследства Первый этап процесса наследования — открытие наследства . Это юридическая процедура, с которой связывают момент возникновения притязаний на имущество, а также начало исчисления срока его принятия или отказа. ...

Открытие АО — пошаговая инструкция

Открытие АО — пошаговая инструкция Создание акционерного общества: пошаговая инструкция (основные этапы) Общие вопросы создания АО урегулированы в ст. 98 ГК РФ. Более подробно этот вопрос раскрыт в главе 2 ...

Открывать хостелы в квартирах разрешат с согласия соседей

Депутаты хотят разрешить открывать хостелы в квартирах с согласия жильцов Госдума планирует внести изменения в законопроект относительно хостелов. Их легализуют при условии согласия половины жителей дома и соблюдении санитарных норм. ...

Отключение электроэнергии за неуплату коммунальных услуг

Процесс отключения электроэнергии за неуплату коммунальных услуг Практика отключения электроэнергии за неуплат коммунальных услуг весьма распространена не только в нашей стране. Армии должников по коммуналке все растут и количество долга ...

Отказ от прививок

Отказ от прививок — бланк заявления (от гриппа, в школе, в роддоме) 2017-2018 Отказ от прививок — это право родителей в отношении своих детей, не достигших 15 лет (а в ...

Отказ от доли в приватизированной квартире: как и какие последствия?

Отказ от доли в приватизированной квартире: как и какие последствия? Отказ от доли в приватизированной квартире — достаточно серьёзный шаг, влекущий немалые правовые последствия. Разберёмся же, как именно это делается ...

Отказ в гарантии из-за механических повреждений мобильного телефона

Гарантия при механическом повреждении телефона Некоторые потребители, когда сталкиваются с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, часто пасуют, а в результате проигрывают. В частности подобное касается гарантийного обслуживания. Некоторые компании иногда ...

Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд

Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд Кассационная жалоба в арбитражном суде (общие положения) Кассационная жалоба — это письменное обращение, содержащее просьбу о пересмотре решения, вынесенного апелляционной инстанцией, направленное стороной ...

Отзыв на апелляционную жалобу в арбитражный суд

Отзыв на апелляционную жалобу в арбитражный суд Отзыв на апелляционную жалобу в арбитражном судопроизводстве Согласно ч. 1 ст. 262 АПК РФ, сторона судебного разбирательства может направить в адрес арбитражного суда ...

Отзыв из отпуска по производственной необходимости

Отзыв из отпуска по производственной необходимости Отзыв из отпуска по производственной необходимости инициируется руководством компании, но только с согласия самого работника. Если такое согласие получено, то процедура отзыва подлежит официальному ...

Отзыв из отпуска без перерасчета отпускных

Отзыв из отпуска без перерасчета отпускных Отзыв из отпуска без перерасчета отпускных не запрещен нормами трудового законодательства. О том, почему пересчет отпускных в этом случае не производится, вы узнаете при ...

Рейтинг@Mail.ru